Эссе
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь. В. О. Ключевский
Девиз: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии, и технология нашего труда...» (В.А. Сухомлинский). Заветное желание: Чтобы уроки технологии заняли в школьном плане соответствующее место, мастерские были в достаточном количестве обеспечены машинками, инструментами и принадлежностями, современные наглядные пособия поставлялись централизованно.
В современной педагогике главенствующую роль должно получить компетентностный подход в технологическом образовании. В докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» четко сформулирован социальный заказ к образованию: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы своего народа…». Речь идет о воспитании личности, готовой к напряженной социальной жизни, к эффективной самореализации, не утратившей чувства общности с другими людьми, не замкнувшейся в своем мирке. Основная идея заключается в активизации и интеграции знаний и умений, получаемых учащимися по различным школьным предметам. На уроках технологии удается реализовать эти знания на практике посредством конкретной деятельности обучающихся. Это ведет к повышению интереса к обучению. Знания становятся неиссякаемым источником мотивации познавательной деятельности обучающихся по многим школьным предметам. Предмет «Технология» ориентирован на индивидуальность каждого ребенка. Его содержание отражает специфику условий, сложившихся в разных странах и регионах. Это один из предметов, в рамках которого детей учат решению проблем посредством использования знаний и навыков проектирования и изготовления с целью создания качественных изделий в контексте местной культуры. Считаю, что личность человека формируется и проявляется только в деятельности, поэтому на уроках и во внеурочное время осуществляю деятельностный подход с использованием методики проблемного и личностно-ориентированного обучения, направленного на формирование познавательной активности обучающихся и развитие их творческих способностей. Преподавая черчение и технологию, постоянно изыскиваю новые подходы к обучению, применение которых направлено на развитие творческих способностей школьников, пространственного воображения, образного мышления, на расширение знаний политехнических дисциплин. На уроках технологии и черчения применяю информационно-коммуникационные технологии, использую проектную технологию и технологию развивающего обучения. Также включаю обучающие игры на уроках черчения. Проектная деятельность по предмету черчения представлены мною в программах «Строительное черчение», «Элементы начертательной геометрии», «Факультет архитектуры», «Основы архитектуры», «Основы ландшафтного проектирования. Технический дизайн», «Черчение» - в 10 -11 классах. Также целью названной программы является подготовка выпускников школы к обучению в технических учебных заведениях. Идея эта возникла в результате того, что большая часть выпускников школ продолжают обучение в технических учебных заведениях, а многие вопросы теории и практики построения и чтения чертежа не предусмотрены образовательной программой на базовом уровне. «Элементы начертательной геометрии», Элективный курс и Проектная деятельность «Факультет архитектуры» для 8 -11 классов Считаю, что работу по формированию познавательной активности учащихся к изучению графических дисциплин нужно начинать уже в начальной школе. Так как при переходе в среднюю школу у них возникают проблемы коммуникативного характера, связанные с появлением большего количества учителей и с появлением новых предметов, которые требуют от учеников внимания, усидчивости, терпения, самостоятельности, развитого пространственного воображения. Прежде всего, это - геометрия, черчение, технология, информатика. С этой целью мной разработана программа часов по выбору предмета черчение в 5-6 классах: «Конструирование и моделирование на уроках черчения» (девочки), «Технические моделирование и геометрические построения» (мальчики); факультативного курса «Основы дизайна. Моделирование и макетирование изделий», «Послушная бумага» с 5-го класса. Данную программу можно использовать и на факультативных занятиях в пятых, шестых классах, важен только творческий подход самого педагога к процессу обучения учащихся. После посещения открытого уроков учителя технического лицея Таттинского улуса Петрова Н.Н.и учителя Таттинской гимназии Мегина П.Д., я поняла, что работать на компьютере – это интересно и необходимо каждому учителю. Поэтому в настоящее время увлекаюсь компьютерными технологиями. Изучив программу «Компас-3D LT» для профильного уровня общего образования, с 7–го класса дополнительно включила в программу применение системы САПР Компас, разработанной учителем технического лицея Петровым Н.Н., цель которой – облегчить освоение обучающимися школьного курса черчения, развить у них образное мышление, творческие способности, логику и фантазию. Перед нами, учителями, стоит большая проблема – эффективно использовать возможности предмета «Технология» как средства формирования технологической, экономической, экологической и социальной культуры молодежи. Не секрет, что многие не могут определиться с выбором будущей профессии. Современное содержание предмета «Технология» направлено на профориентационную работу, на обеспечение качественного обучения учащихся, на формирование у них жизненных навыков. Моя преподавательская деятельность началась в Горном улусе, где 29 лет назад прошла школу Августины Филипповой, Галины Дьячковской. В Харбалахской средней общеобразовательной школе работаю 13 лет преподавателем технологии, черчения и изобразительного искусства. Поначалу преподавала в старших классах, где мной была составлена программа «Изготовление изделий народных художественных промыслов», после организовала и веду кружок прикладного искусства «Кэрэ эйгэ» для ветеранов наслега совместно с ученицами школы. Кружковцы систематически участвуют на выставках детского творчества, они дипломанты улусного отборочного смотра республиканского конкурса «Полярная звезда» Почему я выбрала именно профессию учителя? Когда училась в школе, мне казалось, что профессия учителя – это самая лучшая профессия на свете… Проработав столько лет, до сих пор на себе испытываю, какая же это трудная, почетная и благородная профессия. Дети… Твоя жизнь неразрывно связана с ними, ты открываешь перед ними чудесный мир знаний, если ты – настоящий учитель, ты отдаешь все свое сердце детям… Мало получить диплом, для того, чтобы стать настоящим учителем, нужен, по – моему, талант… Помню слова В.А.Сухомлинского «Если же у человека нет веры в ребенка, если он убежден, что из ребенка ничего не получится, ему нечего делать в школе: он и детей будет мучить, и сам всю жизнь будет только мучиться». |
|
©Xarbalax |